Пропан и пропан-бутан как газ и топливо для автомобилей. Сжижженный газ. Установка ГБО для пропана на авто.
Пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ, СНГ, по-английски - liquified petroleum gas, LPG) - это смесь двух газов. В обиходе ее называют кратко: пропан.
Пропан-бутан получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой,
ее хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер).
Процесс заправки машин пропаном внешне очень похож на заправку бензином, потому что это - сжижженный газ.
Количество заправок пропана в Украине увеличивается из года в год.
Установка пропана-бутана на автомобили в Украине растет такими же высокими темпами. Это связано со многими преимуществами пропана, как моторного топлива, перед бензином.
Прежде всего стоимость: цена на сжижженный газ пропан традиционно сохраняется на уровне 50% от цены на 95-й бензин.
(пропан-бутан производится в Украине, в отличие от метана).
Кроме этого, он обладает более высоким октановым числом и лучшими экологическими
и эксплуатационными свойствами.
Наша компания занимается установкой ГБО для пропана уже не первый год, также мы продаем
газовое оборудование оптом и в розницу.
|
Пропан - Молекулярная формула - C3H6; Плотность жидкости при атмосферном давлении- 584 кг/м3;
Температура кипения при атмосферном давлении -42,1 С; Критическая температура +95,7 С; |
Основные свойства сжиженного газаОдним из
наиболее важных свойств пропана и бутана, отличающих их от других видов
автомобильного топлива, является образование при свободной поверхности
над жидкой фазой двухфазной системы жидкость - пар, вследствие
возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в
присутствии жидкой фазы в баллоне. В процессе наполнения баллона первые
порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем,
создавая в нем определенное давление. При уменьшении давления газ
мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается
до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут
насыщения.
Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших
объемах, что очень важно. В качестве примера рассмотрим рис. 1.
Давление насыщенного пара бутана составляет 0,1 МПа при 0 °С и 0,17 МПа
при 15 °С, а давление насыщенного пара пропана при этих же температурах
0,59 и 0,9 МПа соответственно. Это различие приводит к значительной
разнице в давлении смеси при изменении пропорции пропана и бутана.
Давление растет при увеличении температуры, что приводит к большим
изменениям объема сжиженного газа, находящегося в жидком состоянии.
Следовательно, если сжиженный газ в жидком состоянии полностью
заполняет баллон и температура продолжает увеличиваться, то давление
будет быстро расти, что может привести к разрушению баллона.
Поэтому никогда не заполняйте баллон сжиженным газом
полностью, Обязательно оставляйте паровую подушку, объем которой равен
10% от полной емкости баллона.
Эти два газа (пропан и бутан) различаются между собой температурой
кипения, при которой они переходят из жидкого в газообразное состояние.
Пропан перестает переходить в газ и остается в жидком состоянии при
температуре -43 °С, для бутана эта температура равна 0° С.
Рис. 1. Зависимость давления насыщенных паров пропана и бутана от температуры
В условиях холодного климата (или зимой) в сжиженном нефтяном газе -
смеси пропана и бутана, - предназначенном для использования в качестве
автомобильного топлива, должен преобладать пропан для лучшей
газификации смеси.
На газозаправочные станции, поступает сжиженный нефтяной газ двух марок: летний ГТБА -
пропан-бутан автомобильный с содержанием 50 + 10% пропана, остальное
бутан и зимний ПА - пропан автомобильный с содержанием 90 + 10%
пропана. Изменение давления насыщенных паров Р смеси пропана и бутана в
зависимости от температуры в баллоне показано на рис. 2.
Рис. 2. Зависимость давления насыщенных паров смеси пропана и бутана от температуры
Теплота сгорания газа несколько больше, чем у бензина. Однако с
увеличением количества подаваемого в двигатель воздуха теплота сгорания
несколько уменьшается.
Если мощность двигателя, работающего на бензине, принять за 100%, то
мощность двигателя, работающего на газе, будет примерно равна 90%, что
приводит к снижению максимальной скорости примерно на 4%, но не надо
забывать об экономии денежных средств. Мировое соотношение цены бензина
к газу - 10:6.
Снижение мощности двигателя происходит по причине более низкой,
чем у бензина, теплоты сгорания газа (см. табл.2). И в результате
происходит неполное наполнение цилиндров двигателя газо-воздушной
смесью. Иногда ранней установкой угла опережения зажигания до ВМТ на 3
- 5° этот недостаток пытаются устранить. В условиях эксплуатации
большой разницы при движении автомобиля на газе или на бензине не
ощущается. |